Длительный интенсивный стресс является причиной возникновения почти 70 % болезней сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и других систем организма или провоцирующим фактором их развития, если они протекают латентно, что чаще всего наблюдается при злокачественных новообразованиях.

По данным американских ученых, 75 % посещений врачей вызваны нарушениями деятельности организма, обусловленными стрессом. Ущерб, наносимый американской промышленности, ежегодно исчисляется суммой в 150 миллиардов долларов (стоимость медицинского обслуживания, убытки от снижения производительности труда, прогулов и несчастных случаев).

Стресс как патогенный фактор.

Мы все живем в мире бактерий, вирусов, простейших, грибов и других микроорганизмов, с которыми здоровый организм мирно сосуществует на протяжении всей своей жизни. Нас защищает собственная, унаследованная от предков, совершенная и надежная система собственной защиты – иммунной. Но, как и любая система, иммунная система может давать сбои, и тогда мы заболеваем. Опасной становятся не только болезнетворные микроорганизмы, но и так называемая условно патогенная микрофлора, которая обычно мирно сосуществует рядом с нами. При СПИДЕ иммунная система необратимо разрушается, больные погибают от самых обычных микроорганизмов, которые поедают беззащитный организм, и никто не может при помощи медикаментов защитить его, потому что защита такого организма – это уничтожение ради одного человека всего окружающего нас живого мира.

 Одним из самых страшных врагов иммунной системы являются сильные стрессы. Мы живем, а значит, постоянно испытываем приятные или неприятные нам воздействия. Они все отличаются по значимости и силе: можно без особенных последствий перенести нокаутирующий удар и быть смертельно сраженным одним словом. Даже очень сильное воздействие может стимулировать, активировать, мобилизовать духовные и физические резервы человек, а может убить, искалечить, нанести тяжелые раны. Результат одного и того же воздействия зависит от конкретного человека. Важно и можно научиться воспринимать самые сильные, чрезвычайные воздействия не как разрушающие, а как стимулирующие. Эту задачу Вам поможет решить овладение аутогенной тренировкой. Без овладения системой антистрессовой системы очень трудно сохранить здоровье и работоспособность в окружающем нас непростом мире.

 

Детские стрессы необратимо меняют работу генов.

Хронический стресс превращается человека в подобие робота.При хроническом стрессе поведением начинают управлять привычки, автоматизмы, а не разум и интеллект человека.

Чувство неполноценности – страшное чувство. Оно унижает человека, делает его слабым, социально незащищенным, невротизирует, является причиной хронического стресса. Чувство неполноценности, зарождается уже в начальных классах и часто причиной его возникновения являются родители, школа и учителя.



"ПРЕДСКАЗАНИЕ            КАТАСТРОФЫ"           

 Рябцев ВВ:

Канцлеру Германии,

Главному санитарному врачу   России:


ПРЕДСКАЗАНИЕ КАТАСТРОФЫ"



Стрессы, общество, государство, человек.

Сильный стресс губителен!!! Три катастрофические стрессовые ситуации на протяжении жизни способны сократить жизнь на 32 года. Исследователи из Онкологического центра Университета Хопкинса Джона доказали, что долговременный стресс в семь раз повышает вероятность возникновения рака кожи. Этот эксперимент подтвердил теорию, что долговременный стресс угнетает иммунитет, повышает риск развития онкологических заболеваний.

Ипэл Элисса и ее коллеги из американского университета Калифорнии в Сан-Франциско обнаружили, что психологическое напряжение сокращает жизнь иммунных клеток и  тем самым ускоряет старение. Ученые исследовали теломеры (концевые сегменты хромосомы) в хромосомах специфических иммунных клеток 58 женщин в возрасте между 20 и 50 годами. По мере репродукции клеток – с возрастом – теломеры сокращаются, и, когда они достигают минимального уровня, клетки больше не могут воспроизводиться. Группа Ипэл выяснила, что хронический стресс – эквивалентен 10 –12 лет старения для теломеров.

Сильный стресс опаснее цунами. Ученые из лондонской бизнес-школы Касс (Cass Business School) проанализировали данные о 11454 человек, предоставленные канадской страховой компанией. Потерю спутника жизни тяжелее переносят мужчины. Первый год самый тяжелый. Риск смерти у мужчин увеличивается в шесть раз, у женщин, потерявших супруга - в два раза. В дальнейшем риск постепенно снижается.«Синдром разбитого сердца», существует,делает вывод  Яап Сприув (Jaap Spreeuw). По мнению специалистов, стресс, вызванный потерей спутника жизни, приводит к снижению иммунитета и обострению хронических заболеваний. Некоторые супруги, будучи не в состоянии смириться с утратой, кончают жизнь самоубийством, другие – перестают следить за своим здоровьем и питанием.

Академик РАМН Дмитрий Львов считает, что причина высокой смертности трудоспособных россиян в психоэмоциональном стрессе, который население страны переживает вот уже почти два последних десятилетия. Источником этого стресса является власть, которая неважно справляется со своими обязанностями. Медицина была обязана, могла, но даже не пыталась медицинскими методами снизить остроту социального стресса, рожденного реформами. Антистрессовая защита - необходима каждому человеку, как бронежилет бойцу спецподразделений. Но в создании ее каждый человек может полагаться только на себя. Начавшийся в 2008 году мировой экономический кризис –стремительно разогрел «сковородку»  разрушительнейшего стресса. «Сковородку», на которой предстоит плясать нам с вами как минимум ближайщие 3-5 лет.

Сильный стресс разрушителен!!! Формирование антистрессовой защиты человека невозможно без  формирования мировозрения, формирования личности.

 Человек не должен быть марионеткой в чьих- то руках.  Вы не должны знать страха, не должны считать себя грешником. Не вмешиваться в дела других людей и в то же время не уклоняться от ответственности. Воспринимать жизнь максимально просто, мыслить самостоятельно. Не ждать, когда изменятся люди вокруг Вас. Во всем мире есть лишь один человек, который нуждается в изменении. Это Вы. Измениться должны Вы сами. Вы обладаете свободной волей, а значит, видите и думаете так, как Вам угодно.  В древности религия могла способствовать консолидации общества и поддержанию иерархического порядка, что давало преимущество религиозным племенам. Кроме того, неверующих могли репрессировать, что подавляло распространение рациональных умов. Сегодня же есть все основания для роста числа атеистов и агностиков потому, что возникает все больше профессий, в которых не обойтись без критического мышления, профессий, где для людей с религиозным складом ума не лучшее место. Согласно последним исследованиям,  люди с более высоким IQ не верят в Бога.  Например, 93% сотрудников Национальной академии наук в США в Бога не верят, и это не простое совпадение, учитывая, что в США, согласно опросам, атеисты и агностики составляют от 3 до 9% населения.  В Royal Society fellows, независимой академии наук Великобритании, лишь 3.3% членов академии верят в Бога, в то время как среди обычных граждан Великобритании число верующих стремится к 70%.

Старый врач, преподаватель,фронтовик, как то нам, молодым слушателям военно –медицинской академии, рассказал случай из жизни.Стоит молоденький солдатик у окна,голова перевязана. После трепанации черепа у него мозг  открыт,незащищен.И вот он бездумно,пальцем,лезет под повязку,выковыривает из открытой черепной коробки кусочки мозга, нюхает их ,и выбрасывает на землю.По данным Фонда ООН в области народонаселения (ЮНПФА), эмиграция российских научных кадров в страны дальнего зарубежья, включая так называемую «утечку мозгов», с 1992 года по настоящее время составила около 3 млн человек. . Как правило, это происходило и происходит через учебные каналы, программы стажировок и научного сотрудничества. Если сравнивать государство с человеческим организмом,то нужно честно признать,что «мозги» уехали и вряд ли вернутся. Нужно просто понять , хотя для этого тоже хоть что-то нужно иметь в  черепной коробке,что в стране остались «задницы», «кишки», «конечности», «половые органы». Ими легко управлять.Но без  «мозгов» общество и государство обречены, а о слове инновация  и нанотехнология нужно забыть раз и навсегда. 

 Сильный стресс  шизофренизирует сознание ! Корни каждого человека - в прошлом. Кто герой Гражданской войны - красный командир Иван Варава, которого гениально сыграл Василий Лановой, или Колчак? Как император Николай II- «кровавый» для его  современников, стал «Святым» для нас? Спекуляции на истории - это «сшибка», источник стресса по И.П.Павлову. Они недопустимы. Я знаю историю. Я знаю, что не большевики сместили с престола императора Николая II, а высший генералитет-командующие фронтами. Я знаю, что если бы большевики не разогнали Учредительное собрание, то  зимой 1918 года к власти в России пришли бы не монархисты, не буржуазия, а те, против кого сегодня борется весь современный  мир-террористы (тогда их  называли эсерами).

Сильный стресс деструктивен ! Демократия и  «демократия». Фокус с смешением понятий - как причины катастрофы для СССР и губительного стресса для населения. Для биологических систем существует закон, согласно которому существует три уровня управления центром периферии: при оптимальном функционировании системы (состоянии полного здоровья и благоприятных внешних условиях) -  контроля. Для социальных систем это то,что принято называть демократией. При снижении уровня здоровья и (или) ухудшении внешних условий-уровень регуляции. При плохом здоровье,  угрожающих жизни состояниях и (или) ухудшении внешних факторов - уровень управления. Нравится это кому- либо или нет, но это диктатуры Ленина, Сталина, Гитлера, Муссолини, Пиночета, Рузвельта. Это единственно разумный принцип действия любой эффективной военной организации. В  крайне тяжелом состоянии больного, например, при шоке, включается спасительный механизм «эгоизма центра», когда почти все энергетические ресурсы организма перераспределяется в пользу жизненно важных органов и систем. Если этот механизм не срабатывает и центральная нервная система почему- то начинает работать в «демократическом» режиме контроля - нежизненно важные органы и системы переходят, наплевав на организм в целом, на оптимальные энергозатратные режимы функционирования и это неминуемо приводит к агонии. Только для оптимально функционирующих социально-экономических  систем демократия- реальность.В период реформ говорит о демократии  или невежа, или политический придурок или  враг.

Полуправда - хуже, чем полная ложь! Ложь-причина «сшибки» по И.П.Павлову, источник стресса. Сильный стресс губителен!  

Королевство кривых зеркал»! Чем выше пост, тем лучше видны «успехи» страны. Москва, благополучие которой куплено властью за счет всей России - это не вся Россия. Вы работаете отлично, поэтому редко бываете на работе. Вы –это Дума, где в одной только думской фракции партии «Единая Россия» 22 миллиардера, где 45 дежурных парламентариев под прицелами одуревших от сна телекамер, мечутся между рядами, нажимая 450 кнопок, будто бы  принимая  будто бы легитимные законы. А может быть только этих трудоголиков и оставить в Думе? Остальные бойцы невидимого фронта все равно  там бывают нечасто…  Только  телевизионные миражи процветания президенства кривых зеркал, отсутствие альтернативы и отмена нормы участвующих в голосовании, при которой выборы считаются состоявшимися, могут снова привести этих отчаянных лентяев к власти. Государство, в котором его граждане умирают в несколько раз охотнее, чем за его рубежами и чем умирали в советское время, подозрительно и опасно. Государство, которое мирится с тем, что 15% его граждан не заработало, а присвоило 57% всех доходов в стране-не является социальным государством по определению.

Не задавай вопросов, слушая сказку (еврейская пословица). Для меня укрепление курса рубля - хорошо, для правительства плохо. При реальном курсе (19 рублей за доллар) все мы сможем на те же пенсии и зарплаты купить в 2 раза больше товаров и услуг. Искуственно удерживая курс доллара - евро в интересах мифических товаропроизводителей, правительство вот уже 10 лет неконституционно и противозаконно изымает у всего населения страны

По общему коэффициенту смертности Россия занимает  182-е место среди 207 стран мира. Почему бы не снизить его и уйти на «приличное»  сотое место? Тогда  было бы за что уважать  исполнительную и законодательную власть. Мне лично не нравится такое правительство, я не считаю его умным, я его не уважаю.

   Я считаю, что о любой работе можно судить только по результатам. Выиграв право на проведение  зимних олимпийские игр 2014 года в Сочи, руководство страны буквально за несколько дней взорвало жилищную программу, не только оставив без доступного жилья целое поколение молодежи-цены на строительные материалы мгновенно взлетели в 2-3 раза, но и революционизировав подавляющую часть молодежи. Молодежи, которой фактически отказано в праве на продолжение рода, в праве на создание семьи. Мировой кризис со второй половины 2008 года уничтожил на корню институт ипотеки, обострив еще более жилищую проблему, а  800 000 «ипотечников» посадил на «горячую сковородку»  семейного банкротства.

Мне лично не нравится такое правительство, я не считаю его умным, я его не уважаю.

 По ценам мы стремительно обгоняем США и марафон продолжается: наш бензин дороже в 2 раза, автомашины-в 1,4 раза, цена за 1 кв. метр жилья - в 2,7 раза, мобильная связь-в 4,5 раза, мясо - в 1,7 раза, яйца-в 1,4 раза, молоко-в 1,2 раза. Вспомним президента США Рузвельта: «Можно обманывать немногих длительное время, можно обманывать многих недолго, но нельзя обманывать всех всегда». Такая  политика-типичный продукт сегодняшней власти. Мне лично не нравится такая власть, я не считаю ее умной, я ее не уважаю.

 

Стрессовая нагрузка как на общество, так и на каждого отдельного человека нарастает. Причины - многообразны. Многообразны и методы антистрессовой защиты. Все их можно разделить на две группы: методы индивидуальной защиты и методы защиты общественного (социального) характера.

Фундамент антистрессовой защиты человека -  формирования личности, мировоззрения, самоиндентификация себя не как раба, неудачника, гастербайтера, а как  человека равного богу...

  Человек не должен быть марионеткой в чьих- то руках. В руках  людей, государства, церкви. Он должен быть свободным, независимым, сильным, умным, неподверженным чужим влияниям. Выбирая, он должен делать осоз-нанный выбор. Он должен много знать, разумно мыслить. Не случайно в основе нравственного кодекса араба, выработанного на протяжении тысячелетий, лежат благородство, бесстрашие в борьбе с врагами, непреклонность в выпол-нении долга кровной мести, верность слову, гостеприимство, щедрость, великодушие, почтительность к старшим. Араб должен невозмутимо перено-сить удары судьбы, не заискивать перед сильными, защищать слабых, заботить-ся о своей чести и чести племени, быть готовым на любой подвиг, на любое самопожертвование. К этим идеалам должен был стремиться араб, если хотел заслужить уважение своих соплеменников и детей. Это пример не потерял своей актуальности и сегодня, если только понятие «племя» заменить на понятие «родина», а «араб» на человека любой национальности.

                                                                                Бог в нас самих.

                                                                                                    Платон

Церковь  не зря многие и многие века скрывала от верующих текст Библии. Скрывала, как самую великую тайну. Скрывала не случайно. Скрывала и скрывает из своекорыстных побуждений. Скрывала, чтобы властвовать самой и  совластвовать, освящая именем бога,    светскую власть. И нет во всем мире для церкви и светской власти большей крамолы, чем эти слова :«Я сказал: Вы – боги, и сыны Всевышнего - все вы» Библия, Псалтырь, Псалом 81:6.

Одно дело - внушать пастве, что человек раб , пусть и раб божий, что человек-грешник. И совершенно другое  -  человек даже с самой маленькой буквы-БОГ. Раб-червь. Ему  простительно врать, прелюбодействовать, ложно свидетельствовать, раболебствовать, воровать, раб может убить, предать родителей. Где раб, там и начальник с кнутом и пряником. Где раб-там и власть. Навечно. Навсегда.

БОГ же  не может врать, прелюбодействовать, воровать, убивать, предавать. Каждый человек становится в один ряд с БОГОМ .

И все   церковные сказки об аде и адских муках, дьяволе, об ангелах, архангелах, мучениках, святых мгновенно превращаются в  байку  для маленьких и глупеньких детей. А величественные церковные иерархи превращаются в чудаковатых старичков, играющих в странные и только им понятные игры. Если признать, что каждый человек Бог, то что это как не отрицание любой формы неравенства, в том числе имущественного. Если  признать, что каждый человек Бог, то исчезает сама возможность разделения людей по религиозному, расовому, национальному, классовому принципу. А это-основа политической борьбы, один из инструментов в борьбе за власть и деньги.

Ас-Самарканди когда- то вывел, как формулу, сформулировал как закон: «Религия без власти погибнет, а власть без религии перестанет действовать»

 Это было справедливо для  римского императора Константина,  великого князя  Владимира, президента России Бориса Ельцина, которые пытались авторитетом   церкви укрепить собственную власть. Видно проблемы были у них с властью.  Но церковь помнит и императора Петра I,и императрицу Екатерину II, людей  неглупых, властью крепких и  отношения которых с церковью были далеки от безоблачных. Правильными были отношения. «Каждый сверчок знай свой шесток», как говорят в народе. Императрица Екатерина II была женщиной просвещенной. Переписывалась с Вольтером и полностью разделяла его  обидную для церкви мысль о том, что : «С религией получается то же, что с азартной игрой: начавши дураком, кончишь плутом». 

Слово-как катализатор и  слово как тормоз общественного развития.

 

                                               Нет магии сильней, чем магия слов.

Анатоль Франс

 

Император Гай Юлий Октавиан Август, при котором Древний Рим достиг небывалого могущества и расцвета,  постоянно внушал римлянам, что они прирожденные властители мира.

 Адольф Гитлер сплотил немецкий народ   бредовой идеей о высшей расе. Кем бы ты не был ,  что бы не делал,но если ты немец,значит ариец. Значит ты на голову выше представилей всех наций, всех народов. Он сказал: «Вы немцы– боги». И тем самым родил взрыв небывалой энергии  всего немецкого народа, забывшего, в своей массе о своем социал-демократическом, коммунистическом и прочем прошлом. Адольф Гитлер в противовес церкви заявил, что немцы не рабы. Но все  остальные народы-рабы немцев. Он знал, что делал. Он каждого немца сделал не просто личностью, но сверхчеловеком. Всех немцев - равными. Рабов превратил в господ. И это вызвало взрыв энергии. И этот взрыв энергии  немецкого народа он обратил против всего мира. Неистовый антисемит Гитлер вызвал взрыв энергии народа простым, верным, давно испытанным  и действенным способом, перефразировав на свой нацистский лад  тезис  евреев о себе, как «богоизбранном» народе. «Богоизбранные» по определению не могут быть рабами. Именно это позволило выжить этому маленькому народу, воссоздать свое государство, на протяжении двух тысячелетий вопреки казалось бы всему быть горнилом необыкновенной творческой энергии в искусстве, науке, биснесе. Давно замечено, что у победителей раны заживают быстрее, чем раны побежденных. Началом цепной реакции небывалого, несмотря на все сложности развития, репрессии, голод  взрыва творческой энергии народов СССР, совершивший беспримерный в истории подвиг созидания в годы  мира  и  жертвенности во время войны была  одна из строчек букваря, которую каждый первоклашка корявым почерком написал в своей  тетрадке и своем подсознании много много раз : «Мы –не рабы, рабы - не мы!» и слова Интернационала «…кто был ничем, тот станет всем!» Есть такая русская пословица «как аукнется, так откликнется». Для церкви мы рабы божие, для Бога мы Боги, для Российской власти мы в огромном большинстве своем неудачники, несостоявшиеся, овощи, гастербайтеры, рабы, калеки, инвалиды, которых, любимое словцо власти, нужно поддерживать.

                        Нельзя обожествлять бесов, говорил мудрый Лаоцзы.

 Россия в очередной раз совершила очередной очень рискованный эксперимент, не только расколов общество на сверхбогатых  (второе место в мире по количеству долларовых миллиардеров) и на сверхбедных, на рабов (71 место –по уровню жизни), но и идеологически законсервировав статус кво как консервативную идеологию правящей партии «Единая Россия». Можно и так. Но в этом случае надеяться на быструю и успешную модернизацию России не стоит.

    Не стоит, потому что духовно Россия вернулись не в самое свое славное  прошлое даже не на  на 100,а на 150 лет назад во времена знаменитого историка В.Ключевского, который писал : «В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много».

Церковь  не зря многие и многие века скрывала от верующих текст Библии.  Скрывала из своекорыстных побуждений. Скрывала, чтобы властвовать самой и  совластвовать, освящая именем бога,    светскую власть. И нет во всем мире для церкви и светской власти большей крамолы, чем эти слова : «Я сказал: Вы – боги, и сыны Всевышнего - все вы». Но реализуя свои меркантильные цели, церковь по объективным законам, приведенным выше, должна была стать тормозом развития общества. Власть и церковь уверены в ином.

Чем увереннее и спокойнее чувствуют себя люди (прежде всего представители «среднего класса») в своем социальном окружении, чем меньше они тревожатся за свое экономическое благополучие, тем слабее их потребность искать утешение и защиту в религии. Религиозность относительно «поверхностный», гибкий, переменчивый психологический механизм, помогающий справляться со стрессом и тревожностью в малоэффективном обществе с низким уровнем социально-экономической стабильности и защищенности.

Этот научный факт-приговор той церкви, которая исказила, искажает и продолжает искажать истинный смысл Библии. «В начале было Слово». Наши мысли способны изменить мир. И нужно тщательно следить за тем, что мы думаем. Мы все когда - то учили в школе, что  рабовладельческий строй,  строй малоэффективный, с низкой производительностью подневольного рабского труда.  Раб и Бог  не могут мыслить одинаково. Вот почему 40 лет водил Моисей сынов Израиля, бежавших из Египта, по пустыне. За эти годы сменились поколения.  И медленно, по капле,только через 40 лет ушла рабская психология из душ и умов детей и внуков  бывших рабов египетских.  Идеи приобретают силу, овладевая массами. Еще древние знали,  что сила  человеческой мысли возрастает в геометрической прогресии пропорционально количеству  людей, разделяющих  эту мысль. «Я сказал: Вы – боги, и сыны Всевышнего - все вы» Библия, Псалтырь, Псалом 81:6.

Адаптационные реакции

 Л. Х. Гаркави, М. А. Уколова, Е. Б. Квакина (1979) выделили несколько типов адаптационно-приспособительных реакций : острый стресс, хронический стресс, тренировка, активация, повышенная активация. Наш организм в этом чем-то похож на машину. Он абсолютно четко, абсолютно одинаково, дубово типовым образом приспосабливается к реалиям жизни. Вы нажали на газ, изменили скорость движения автомобиля, автоматическая коробка скоростей мгновенно переключилась на нужную передачу.

  Рано, а иногда и стремительно стареют люди, которые внезапно оказались, даже кратковременно, в состоянии сильного острого стресса - внезапно поседел, или длительно протекающего хронического стресса. Последний - причина  развития тяжелых, в том числе онкологических заболеваний.

Стресс может быть разрушительным, стресс же может активировать. Реакция на стресс зависит от его силы и от того, насколько защищены мы с вами. Адаптационные или приспособительные реакции формируются в центральной нервной системе под влиянием различных гуморальных раздражителей, биологически активных веществ, образующихся при самых различных воздействиях на организм. Интенсивность воздействий  в течение жизни существенно не изменяется. Обычные, средние по силе, привычные для данного организма раздражения, вызывающие развитие реакций тренировки или активации – физиологических адаптационных реакций, при старении могут, становясь относительно более сильными, вызывать развитие реакции стресса. В. М. Дильман указывает на сходство процесса старения с различными видами стресса, при которых происходит не только повышение сверх нормы напряжения деятельности гипоталамической области мозга, но и нарушение (дисбаланс) регулирующей деятельности гипоталамуса. При стрессе и старении  обмен веществ имеет очень много общего : инсулинорезистентность, снижение толерантности к глюкозе, накопление жира, усиление липолиза, повышение уровня жирных кислот и т.д. В пожилом возрасте преобладающей адаптационной реакцией становится хронический стресс, и методы борьбы с хроническим стрессом можно использовать для борьбы с преждевременным старением на уровне организма.

 Л. Х. Гаркави, М. А. Уколова, Е. Б. Квакина (1979 г.) предложили способ борьбы с острым и хроническим  стрессом путем активного формирования и поддержания на должном уровне адаптационных реакций типа  активации, которые является преобладающей реакцией молодого возраста (см.ниже).

 

Нельзя врачевать тело, не врачуя души

СОКРАТ

Как в человеке, так и в государстве

тяжелее всего болезнь, начинающаяся с головы

ПЛИНИЙ Младший

 

Здоровье – один из основных факторов, определяющих успешность в работе и профессиональное долголетие. Здоровье –  показатель конкурентоспособности любого человека, в том числе и особенно  руководителя. Сохранение и восстановления здоровья, поддержания психологической и физиологической устойчивости человека к стрессам – экономически оправданная производственная необходимость. Здоровье – один из главных факторов, способствующих повышению и сохранению работоспособности, служебному росту, карьере, престижу. Здоровье-это деньги. Хотелось бы, чтобы люди  больше заботились о своем здоровье.  В обыденном сознании здоровье определяется просто - здоров тот, кто не болен. Здоров тот, у кого ничего не болит. Кто адаптирован, кто справляется с жизненными проблемами, возникающими перед ним. Болеет тот, у кого что-то болит, чьи биохимические, физиологические, психические и социологические параметры не соответствуют нормативам,  устанавливаемым специалистами. Но определение  понятия «здоровье», предложенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), значительно шире. Оно включает три основных, взаимосвязанных параметра - «физическое, психическое и социальное благополучие». «Здоровая душа—душа здоровья».Понятие душевного здоровья-область психогигиены. Психогигиенические правила регламентируют отношения между человеком и обществом. Даже в экстремальных ситуациях, когда человек остается один, он обязан спросить себя: «Что я могу сделать для себя и для других?» Психика наиболее лабильная и чувствительная система в организме человека. Нарушения системы психофизического регулирования, вызванные  урбанизацией, наследственными факторами, негативными впечатлениями детства, неудачами в личной жизни и стрессами на работе, одинокой старостью и сотнями мелких огорчений и неприятностей, которые зачастую вызывают тяжелые нервные расстройства, — все это заставляет современного человека искать душевную опору. Такой опорой может стать аутогенная тренировка, которая   сделает жизнь таких людей и жизнь с такими людьми если и не приятной, то хотя бы выносимой.

Кроме  регулярных профилактические обследований и осмотров, отказа от дурных привычек, активной мышечной  деятельности, здорового питания - здоровый образ жизни невозможен без психопрофилактики и психотерапии. Последние  в самой общедоступной форме аутогенной тренировки доступны для овладения каждому человеку.  Болезнь— сигнал тревоги. Спросите себя: что я делаю неправильно? Что я должен изменить в своем поведении, во всем образе жизни? Забота о собственном здоровье прежде всего личная обязанность каждого. Обязанность, которая требует постоянных и активных усилий.

При отсутствии национальной идеи,  идеологии  правящий класс России  пытается использовать религию, церковь в качестве  инструмента , института  социального перевоспитания и  умиротворения общества. Так способствует ли религиозность населения процветанию общества? Не ложный ли это ход?

Грегори Пол (Gregory Paul) — американский исследователь в  статье, опубликованной в журнале Evolutionary Psychology,  привел результаты 

комплексного кросс-национального анализа. Проверялись две альтернативные гипотезы о влиянии массовой религиозности на общественное благополучие. Первая  постулирует сильное положительное влияние массовой веры в бога (богов), неравнодушных к вопросам морали, на социально-экономическое благополучие общества. Вторая   предполагает, что религиозность в современных развитых обществах является негативным фактором, тормозящим рост социального благополучия. В анализ были включены только данные по благополучным, процветающим демократическим государствам «первого мира» с населением около 4 млн. человек или более. Было учтено 17 стран, данные по которым в международных базах и опубликованных сводках являются наиболее полными, достоверными и взаимно сравнимыми: США, Ирландия, Италия, Австрия, Швейцария, Испания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Норвегия, Англия, Германия, Франция, Дания, Япония, Швеция. Список приведен в порядке убывания комплексного показателя религиозности населения : от самых религиозных стран к наиболее светским. Для оценки уровня религиозности населения использовалось 12 показателей, в том числе: доля людей, безогово-рочно верящих в Бога-творца (или богов-творцов); «библейских литералистов» — людей, настаивающих на буквальном понимании Библии; регулярных участников коллективных богослужений; регулярно молящихся; верящих в загробную жизнь, рай и ад; доля атеистов и агностиков; доля людей, признающих происхождение человека путем эволюции от низших животных и т. д. Все эти показатели анализировались как по отдельности, так и вместе: автор составил из них комплексный «индекс религиозности населения» ( PRVSS), который, в свою очередь, сопоставлялся с индивидуальными и комплексными показателями общественного благополучия.Оценки уровня благополучия общества оценивалась по 25 наиболее достоверным социально-экономических показателям : число убийств и самоубийств (отдельно рассматривались самоубийства среди молодежи), детская смертность, продолжительность жизни (life expectancy), частота заболеваний гонореей и сифилисом (отдельно — среди подростков), число абортов среди несовершеннолетних. А также  число родов в возрасте 15-17 лет, число бракосочетаний и разводов, потребление алкоголя, уровень удовлетворенности жизнью, доход на душу населения, уровень имущественного неравенства (индекс Джини), бедности, коррупции, безработицы и др. Из всех этих показателей Пол сконструировал комплексный «индекс общественного благополучия» ( SSS), который использовался в исследовании наряду с индивидуальными социально-экономическими показателями. Кроме того, были учтены показатели, отражающие уровень разнородности (фракционализации) общества, число иммигрантов, экологическую ситуацию в стране. Полом  обнаружена сильная и статистически достоверная положительная корреляция между благополучием общества и уровнем его «светскости».

Оказалось, что чем выше религиозность населения, тем ниже уровень

общественного благополучия, и наоборот. По производству ВВП религиозные страны чуть впереди, однако по уровню имущественного равенства нерелигиозные страны их резко опережают (чем выше уровень религиозности, тем выше неравномерность распределения материальных благ среди населения). Процент бедняков в религиозных странах существенно выше.

 Комплексный анализ многих социально-экономических показателей в 17 процветающих странах «первого мира» не подтвердил гипотезу о том,что высокий уровень религиозности населения способствует  благополучию общества.

Чем увереннее и спокойнее чувствуют себя люди (прежде всего представители «среднего класса») в своем социальном окружении, чем меньше они тревожатся за свое экономическое благополучие, тем слабее их потребность искать утешение и защиту в религии. Религиозность, по мнению автора, относительно «поверхностный», гибкий, переменчивый психологический механизм, помогающий справляться со стрессом и тревожностью в малоэффективном обществе с низким уровнем социально-экономической стабильности и защищенности. Массовый отход от веры в Бога-творца, в свою очередь, является естественной реакцией людей на улучшение жизненных условий и наоборот.

Этот научный факт-приговор той церкви, которая исказила, искажает и продолжает искажать истинный смысл Библии. «В начале было Слово». Наши мысли способны изменить мир. И нужно тщательно следить за тем, что мы думаем. Мы все когда - то учили в школе, что  рабовладельческий строй,  строй малоэффективный, с низкой производительностью подневольного рабского труда.  Раб и Бог  не могут мыслить одинаково. Вот почему 40 лет водил Моисей сынов Израиля, бежавших из Египта, по пустыне. За эти годы сменились поколения.  И медленно, по капле,только через 40 лет ушла рабская психология из душ и умов детей и внуков  бывших рабов египетских.   

 

В основе моего мировозрения, например, лежит твердая уверенность в том,что сегодня не существует фактов, которые бы достоверно подтверждали или отрицали существование бога. Сомневаться в Боге – значит верить в него, говорил Оноре де Бальзак. Одни верят в то, что бог есть, другие-в то,что его нет. Те и другие –верующие. Остерегайтесь слепой веры - у слепой веры злые глаза. Атеисты - исчезли. Общество разделили на религиозные общины. Но любая попытка разделения людей по национальному, религиозному, классовому, партийному ли признаку – подозрительна. За такими действиями всегда стояли и стоят корыстные мотивы. Ущемление прав атеистов, это посягательство на ту же веру. Как офицер в отставке я не верю, чтобы все генералы и офицеры стали верить в бога. Предельно  откровенен был генерал А. Лебедь: «Мне, как человеку неверующему, трудно рассуждать о религии. Ну, не научили меня Богу молиться, а лицемерить я не умею. Хотя, как крещеный христианин, с большим

уважением отношусь к православию, ибо это вера моего народа, и я готов за нее сражаться. Но все-таки не могу держать в церкви свечку перед объективами телекамер, изображая на физиономии вид задумчивой гири».  Я читал Библию. Я чту эту книгу. Я считаю 10 заповедей древней конституцией. Соблюдение обществом большинства заповедей очеловечивает общество, именно поэтому 87% жителей стран-членов Европейского Союза считают себя счастливыми, как свидетельствуют обнародованные результаты опроса, проведенного в ноябре-декабре 2006 года. Больше всего счастливых людей живет в Дании (97%), Нидерландах (95%) и Бельгии, Ирландии и Швеции (по 94%)-странах, в которых социализм называется капитализмом. Но соблюдение заповедей и религиозность - совершенная разные вещи.

 

Сильный стресс губителен! Декларирование  библейских заповедей, как основы нравственности и глобальное нарушение их, как необходимое условие  личного благополучия – «сшибка». Причина стресса по И.П.Павлову. Нарушение заповедей-оскотинивает. Много ли счастливых людей в стране победившего капитализма? Какие  заповеди соблюдается сегодня? Мы чтим своих отцов, дедов, матерей нищенскими пенсиями? Мы не воруем? Мы не убиваем? Двери наших домов не громыхают железом? Окна домов, школ, детских садов не забраны тюремными решетками? Сколько совершается преступлений каждый год? Сколько осуждено, сколько сидят и сколько должно сидеть в тюрьмах? А сколько миллионов крепких мужиков  в рядах милиции, охранных фирм? И сколько среди них преступников? Если вдруг исчезнет преступность - в стране завтра появится многомиллионная армия безработных. Я хочу спросить церковь и священников: где же результаты вашей работы? Почему ваша паства не исполняет законы, данные богом? Я уверен, что я имею право оценивать своих современников. Я уверен, что у меня нет морального права судить своих дедов и отцов. De mortuis aut bene, aut nihil (О мертвых или хорошо, или ничего).

У победителей раны заживают быстрее, чем раны побежденных. два десятилетия постоянного стресса! 20 лет мощнейшего многопланового психологического воздействия на человека. Это и резкая смена общественного мировоззрения. Смена понятий добра и зла. Это и чувство утраты родины, в которой он родился и вырос. Это и чувство национальной ущербности, униженности. Это и утрата чувства уверенности в завтрашнем дне. Это и чувство вины перед детьми. Все это не могло не привести и привело многих к утрате смысла жизни, безысходности, агрессии. Почти все мы находимся в состоянии стресса.

Академик РАМН Дмитрий Львов считает, что причина высокой смертности трудоспособных россиян в психоэмоциональном стрессе, который переживает население страны вот уже почти два последних десятилетия.

 По словам ученого, в настоящее время «в России наблюдается сверхсмертность, когда трудоспособное население страны вымирает, причем с очень высокой скоростью». Данная проблема коснулась не только бедных слоев населения, но и обеспеченных людей. «Даже при гипотетическом устранении таких причин, как травматизм, гибель на дорогах, наркомания и пьянство, смертность снизится только на 10%», – уверен академик. Говоря о сердечно-сосудистых и онкологических заболеваниях, от которых россияне страдают чаще, чем от других недугов, Львов отметил, что все дело не столько в генетической или иной предрасположенности, сколько «в колоссальных психоэмоциональных нагрузках и постоянной повышенной тревожности людей». Причина этого кроется в экономических встрясках 90-х годов, а также в непопулярных среди народа реформах нынешнего правительства

Человек умирает тогда, когда его лишают надежды, лишают будущего. Человеку нужен смысл жизни, перспектива, надежда на справедливость. В результате – эпидемия самоубийств, количество которых превышает среднеевропейский уровень у мужчин – в 2,5 раза, а у женщин – в 1,5 раза. Статистика самоубийств – зеркало общества, поскольку она очень четко говорит, как это общество себя чувствует. Эпидемии алкоголизма и наркомании, захлестнувшие страну, – цена капитализации России. Деградация нации начинается при употреблении алкоголя в пересчете на чистый спирт в год 8 литров в год на душу населения. В соответствии со стандартами ВОЗ, уровень потребления алкоголя, превышающий 9 литров на человека в год, считается опасным для здоровья нации. В России ежегодно потребляется 9,7 литра в год на человека (19 место в мире). Однако эта статистика не учитывает «левую» водку, а также «спиртосодержащую аптечно-парфюмерную продукцию». По мнению экспертов, реальные цифры превышают официальную статистику в 1,52 раза (более 18 литров спирта в год). Пьяный народ и одурманенная наркотиками молодежь. По данным психиатров, каждый четвертый житель России сегодня нуждается в психиатрической помощи, а заболеваемость психическими заболеваниями за 10 лет выросла на 40%.

Две трети россиян живут в состоянии затяжного стресса!!!

За последние десятилетия уровень психических заболеваний в России вырос в 11,5 раз. Этому способствуют информационные перегрузки, быстро меняющейся жизни, условия быта, политическое и экономическое состояние в стране. Наибольший рост числа заболеваний отмечается среди детей и подростков. В России вне больниц находятся 8 миллионов психически больных.

Карл-Густав Юнг

ЙОГА И ЗАПАД

Менее века прошло с тех пор, как Западу стала известна йога. Хотя всякого рода истории о легендарной стране Индии - стране мудрецов, гимнософистов и омфалоскептиков - были известны в Европе уже две тысячи лет, о реальном знании индийской философии и философской практики нельзя было говорить до тех пор, пока усилиями француза Анкетиля дю Перрона Запад не получил Упанишады. Что же касается более глубокого и всестороннего знания, то оно стало возможным благодаря трудам Макса Мюллера, издавшего в Оксфорде Sacred Books of the East. В начале это знание оставалось привилегией специалистов - санскритологов и философов, однако очень скоро теософское движение, вдохновляемое г-жой Блаватской, завладело восточными традициями и донесло их до самой широкой публики. С тех пор вот уже несколько десятилетий знания о йоге развиваются по двум различным, направлениям: с одной стороны, йога - предмет самой строгой академической науки, с другой - она стала чем-то вроде религии, хотя и не развилась в церковную организацию, несмотря на все усилия Анни Безант и Рудольфа Штайнера. Хотя Штайнер был основателем антропософской секты, начинал он как последователь г-жи Блаватской.

Этот продукт развития йоги в западном варианте весьма трудно сравнивать с тем, что представляет собой йога в Индии. Дело в том, что восточное учение встретилось на Западе с особой ситуацией, с таким состоянием умов, которого Индия не знала ранее. Для этой ситуации характерно строгое размежевание между наукой и философией, которое в той или иной мере существовало на протяжении примерно трехсот лет до того времени, как йога стала известна Западу. Начало этого раскола - специфически западного феномена - в действительности относится к Возрождению, к XV в. Именно в это время пробуждается широкий и страстный интерес к античности, вызванный падением Византийской империи под ударами ислама. Впервые в Европе не осталось, пожалуй, ни одного уголка, где бы не знали греческий язык и греческую литературу. Великая схизма в Римской церкви была прямым результатом этого вторжения так называемой языческой философии. Появляется протестантизм, который вскоре охватит всю Северную Европу. Но даже такое обновление христианства не могло удержать в рабстве освобожденные умы европейцев.

Начался период мировых открытий, как географических, так и научных - мысль все в большей степени освобождалась от оков религиозной традиции. Конечно, церкви продолжали существовать, поддерживаемые религиозными нуждами населения, но они утратили лидерство в сфере культуры. В то время как Римская церковь сохранила единство благодаря своей непревзойденной организации, протестантство раскололось чуть ли не на четыреста деноминаций. С одной стороны, это было свидетельством его банкротства, с другой - говорило о его неудержимой религиозной жизненности.

Постепенно, в течение XIX в., этот процесс привел к появлению ростков синкретизма, а также к широкомасштабному импорту экзотических религиозных систем, таких как религии бабизма, суфийских сект, "Миссии Рамакришны", буддизма и т.д. Многие из этих систем, например, антропософия, содержали в себе элементы христианства. Возникшая в итоге ситуация чем-то напоминала эллинистический синкретизм III-IV вв. н.э., в котором также присутствовали следы индийской мысли.

Все эти системы подвизались на поприще религии и рекрутировали большую часть своих сторонников из протестантов. Поэтому в своей основе они являются протестантскими сектами. Своими атаками на авторитет Римской церкви протестантизм в значительной мере разрушил веру в Церковь как необходимое орудие божественного спасения. Вся тяжесть авторитета была возложена, таким образом, на индивида, а вместе с тем и невиданная ранее религиозная ответственность. Отсутствие исповеди и отпущения грехов обострило моральный конфликт, отяготило индивида проблемами, которые ранее за него решала церковь. В самом деле, таинства, в особенности церковная месса, гарантировали индивиду спасение посредством священного ритуала, имеющего силу благодаря священнослужителям. Единственное, что требовалось от индивида, - это исповедь, покаяние, епитимья. Теперь же, с распадом ритуала, осуществлявшего за индивида всю эту работу, он вынужден стал обходиться без божественного отклика на свои поступки и мысли. Вот этой-то неудовлетворенностью индивида и объясняется спрос на системы, которые обещали бы хоть какой-то ответ, явную или хотя бы поданную знаком благосклонность к нему иной силы (высшей, духовной или божественной).

Европейская наука не уделяла ни малейшего внимания этим надеждам и чаяниям. Она жила своей интеллектуальной жизнью, которая не касалась религиозных нужд и убеждений. Этот исторически неизбежный раскол западного сознания также оказал влияние на йогу, стоило только ей закрепиться на западной почве. С одной стороны, она сделалась объектом научного исследования, с другой - ее приветствовали как путь спасения. Что касается самого религиозного движения, то его история знает немало попыток соединить науку с верой и практикой религии, например, в "Христианской науке", теософии и антропософии. Последняя особенно любит придавать себе научную видимость, а потому, как и "Христианская наука", она легко проникает в круги интеллектуалов.

Поскольку у протестанта нет заранее предопределенного пути, он готов приветствовать чуть ли не всякую систему, которая обещает успех. Он должен теперь делать сам то, что ранее исполняла, как Посредник, церковь, - однако он не знает, как это делается. И если он всерьез испытывает нужду в религии, то вынужден предпринимать чрезвычайно большие усилия, чтобы обрести веру, - ведь протестантская доктрина ставит веру исключительно высоко. Однако вера - это харизма, дар благодати, а не метод. Протестанты настолько лишены метода, что многие из них серьезно интересовались чисто католическими упражнениями Игнатия Лойолы. Но что бы протестант ни делал, более всего угнетает противоречие между религиозной доктриной и научной истиной. Конфликт веры и знания вышел далеко за пределы протестантизма, он затронул и католицизм. Этот конфликт обусловлен историческим расколом в европейском сознании. С точки зрения психологии, у этого конфликта не было бы никаких оснований, не будь столь неестественного принуждения верить и столь же неестественной веры в науку. Вполне можно вообразить себе такое состояние сознания, когда мы просто знаем, а вдобавок и верим в то, что кажется нам по тем или иным основаниям вероятным. Для конфликта между верой и знанием нет никакой почвы, обе стороны необходимы, ибо по отдельности нам недостаточно ни только знания, ни одной лишь веры.

Поэтому, когда "религиозный" метод в то же время рекомендуется в качестве метода "научного", можно быть уверенным, что он найдет на Западе широкую публику. Йога вполне отвечает этим чаяниям. Помимо притягательности всего нового и очарования полупонятного, есть еще немало причин тому, что к йоге стекаются поклонники. Прежде всего, она не только предлагает долгожданный путь, но также обладает непревзойденной по глубине философией. Кроме того, йога содержит в себе возможность получать контролируемый опыт, а тем самым удовлетворяет страсть ученого к "фактам". Более того, глубокомысленность йоги, ее почтенный возраст, широта доктрины и метода, покрывающих все сферы жизни, - все это обещает неслыханные возможности, каковые не устают подчеркивать ее миссионеры.

Я не стану распространяться о том, что значит йога для Индии, поскольку не могу судить о чем бы то ни было, не имея личного опыта. Я могу говорить лишь о том, что она значит для Запада. Отсутствие духовной ориентации граничит у нас с психической анархией, поэтому любая религиозная или философская практика равнозначна хоть какой-то психологической дисциплине; иными словами, это метод психической гигиены. Многие чисто физические процедуры йоги представляют собой, также средство физиологической гигиены, намного превосходящее обычную гимнастику или дыхательные упражнения, так как йога представляет собой не просто механику, но имеет философское содержание. Тренируя различные части тела, йога соединяет их в единое целое, подключает их к сознанию и духу, как то с очевидностью следует из упражнений пранаямы, где прана - это и дыхание, и универсальная динамика космоса. Если любое деяние индивида является одновременно событием космическим, то "легкое" состояние тела (иннервация) сочетается с подъемом духа (всеобщая идея), и благодаря такому сочетанию рождается жизненное целое. Его никогда не произвести никакой "психотехнике", будь она даже самой что ни на есть научной. Практика йоги немыслима - да и неэффективна - без тех идей, на которых она базируется. В ней удивительно совершенным образом сливаются воедино физическое и духовное.

На Востоке, где лежат источники этих идей и этой практики, где непрерывная традиция на протяжении более четырех тысячелетий создавала необходимые состояния духа, йога является превосходным методом слияния тела и сознания. Такое их единение вряд ли можно поставить под сомнение, и я охотно готов это признать. Тем самым создаются предрасположенности, делающие возможным интуитивное видение, трансцендирующее само сознание. Индийское мышление с легкостью оперирует такими понятиями, как прана. Иное дело - Запад. Обладая дурной привычкой верить и развитым научным и философским критицизмом, он неизбежно оказывается перед дилеммой: либо попадает в ловушку веры и без малейшего проблеска мысли заглатывает такие понятия, как прана, атман, чакра, самадхи и т.п., либо его научный критицизм разом отбрасывает их как "чистейшую мистику". Раскол западного ума с самого начала делает невозможным сколько-нибудь адекватное использование возможностей йоги. Она становится либо исключительно религиозным делом, либо чем-то вроде гимнастики, контроля за дыханием, эуритмики и т.п. Мы не находим здесь и следа того единства и той природной целостности, которые столь характерны для йоги. Индиец никогда не забывает ни о теле, ни об уме, тогда как европеец всегда забывает то одно, то другое. Благодаря этой забывчивости он завоевал сегодня весь мир. Не так с индийцем: он помнит не только о собственной природе, но также о том, что он и сам принадлежит природе. Европеец, наоборот, располагает наукой о природе и удивительно мало знает о собственной сущности, о своей внутренней природе. Для индийца знание метода, позволяющее ему контролировать высшую силу природы внутри и вовне самого себя, представляется дарованным свыше благом. Для европейца же подавление собственной природы, и без того искаженной, добровольное превращение себя в некое подобие робота показалось бы чистейшим адом.

Говорят, йоги могут двигать горы, хотя было бы, пожалуй, затруднительно найти тому доказательства. Власть йога ограничена тем, что приемлемо для его окружения. Европеец. тот способен поднимать горы на воздух, и мировая война принесла горькое осознание того, на что он может быть способен, когда интеллект, сделавшийся чуждым природе, утрачивает всякую узду. Как европеец, я не пожелал бы другим европейцам еще больших "контроля" и власти над природой, будь она внутренней или внешней. К стыду своему, я должен признаться, что самые светлые мои прозрения (бывали среди них и совсем недурные) обязаны своим появлением тому обстоятельству, что я всегда поступал как раз противоположно предписаниям йоги. Пройдя свой путь исторического развития, европеец настолько удалился от своих корней, что ум его в конце концов раскололся на веру и знание; подобно тому, как всякое психологическое преувеличение всегда разрывается на внутренне ему присущие противоположности. Европейцу нужно возвращаться не к Природе - на манep Руссо, - а к своей собственной натуре. Он должен заново открыть в себе естественного человека. Однако вместо этого европеец обожает системы и методы, способные лишь еще более подавить в человеке естественное, которое все время становится европейцу поперек дороги. Поэтому он наверняка станет употреблять йогу во зло, ибо психические предрасположенности у него совсем иные, нежели у человека Востока. Я готов сказать каждому: "Изучай йогу, и ты многому научишься, но не пытайся применять ее, поскольку мы, европейцы, попросту не так устроены, чтобы правильно употреблять эти методы. Индийский гуру все тебе объяснит, и ты сможешь во всем ему подражать. Но знаешь ли ты, кто применит йогу? Иными словами, знаешь ли ты, кем являешься, как ты сам устроен?"

Сила науки и техники в Европе столь велика и несомненна, что нет нужды упоминать все то, что благодаря им сделано или может быть сделано, перечислять все изобретенное. Перед лицом таких изумительных возможностей можно лишь содрогнуться. Сегодня совсем иной вопрос приобретает тревожный смысл: кто применяет всю эту технику? В чьих руках находится эта сила? Временным средством защиты в настоящий момент является государство - ведь это оно охраняет гражданина от огромных запасов ядовитых газов и всяких адских машин разрушения, каковые можно изготовить к любому необходимому моменту времени. Наши технические навыки сделались настолько опасными, что самым настоятельным является вопрос не о том, что еще можно сделать, но о том человеке, которому доверен контроль над всеми этими достижениями. Это и вопрос о том, каким образом изменить сознание западного человека, чтобы он смог избавиться от чувства привычности этих ужасающих возможностей техники. Куда важнее лишить его иллюзии всевластия, нежели еще более усиливать в нем ложную идею, будто все ему доступно, все, чего он ни пожелает. В Германии мы часто слышим: "Там, где есть воля, найдется и путь" - этот лозунг уже стоил жизни миллионам людей.

Западный человек не нуждается в большем господстве над природой, внешней или внутренней. Господство над обеими достигло у него чуть ли не дьявольского совершенства. К сожалению, при этом отсутствует ясное понимание собственной неполноценности по отношению к природе вокруг себя и к своей внутренней природе. Он должен понять, что не может делать все, что ему заблагорассудится. Если он не дойдет до осознания этого, то будет сокрушен собственной природой. Он не ведает того, что против него самоубийственно восстает его собственная душа. Так как западный человек с легкостью обращает все в технику, то, в принципе, верно, что все, имеющее видимость метода, для него или опасно, или бесполезно. Поскольку йога есть форма гигиены, она столь же полезна, как и всякая другая система. Однако в более глубоком смысле йога означает нечто совсем иное, куда большее. Если я правильно ее понимаю, йога - это освобождение сознания от всякого порабощения, отрешение от субъекта и объекта. Но так как мы не можем отрешиться от того, что является для нас бессознательным, то европеец должен для начала знать, что он собой представляет как субъект. На Западе мы называем его бессознательным. Техника йоги применима исключительно к сознательному уму и воле. Такое предприятие обещает успех лишь в том случае, если бессознательное не обладает заслуживающим внимания потенциалом; иначе говоря, если в нем не содержится значительная часть личности. В противном случае сознательные усилия останутся тщетными. Все судороги ума породят карикатуру или вызовут прямую противоположность желаемому результату.

Богатая метафизическая и символическая мысль Востока выражает важнейшие части бессознательного, уменьшая тем самым его потенциал. Когда йог говорит "прана", он имеет в виду нечто много большее, чем просто дыхание. Слово "прана" нагружено для него всею полнотой метафизики, он как бы сразу знает, что означает прана и в этом отношении. Европеец его только имитирует, он заучивает идеи и не может выразить с помощью индийских понятий свой субъективный опыт. Я более чем сомневаюсь в том, что европеец станет выражать свой соответствующий опыт, даже если он способен получить его посредством таких интуитивных понятий, как "прана".

Первоначально йога представляла собой естественный интровертивный процесс, в котором имеются различные вариации. Интроверсия ведет к своеобразным внутренним процессам, которые изменяют личность. На протяжении нескольких тысячелетий интроверсия организовывалась как совокупность достаточно сильно отличающихся друг от друга методов. Сама индийская йога принимает многочисленные и крайне разнообразные формы. Причиной этого является изначальное многообразие индивидуального опыта. Не всякий из этих методов пригоден, когда речь идет об особой исторической структуре, каковую представляет собой европеец. Скорее всего, соприродная европейцу йога имеет неведомые Востоку исторические образцы. Сравнимые с йогой методы возникли в двух культурных образованиях, которые на Западе соприкасались с душой, так сказать, практически - в медицине и в католическом целительстве души. Я уже упоминал упражнения Игнатия Лойолы. Что же касается медицины, то ближе всего к йоге подошли методы современной психотерапии. Психоанализ Фрейда возвращает сознание пациента во внутренний мир детских воспоминаний, к вытесненным из сознания желаниям и влечениям. Его техника - это логическое развитие исповеди, искусственная интроверсия, целью которой является осознание бессознательных компонентов субъекта.

Несколько отличается метод так называемой аутогенной тренировки, предложенный профессором Шульцем, - этот метод сознательно сочетается с йогой. Главная цель здесь - сломать перегородки сознания, которые служат причиной подавления бессознательного.

  • Карл-Густав Юнг. «Йога и Запад»
  • К.-Г. Юнг
    (1875 - 1961)

    Мой собственный метод, подобно фрейдовскому, основывается на практике исповеди. Как и Фрейд, я уделяю особое внимание сновидениям, но стоит подойти к бессознательному, как наши пути расходятся. Для Фрейда оно представляет собой какой-то придаток сознания, куда свалено все то, что несовместимо с сознанием индивида. Для меня бессознательное есть коллективная психическая предрасположенность, творческая по своему характеру. Столь фундаментальное различие точек зрения ведет и к совершенно различной оценке символики и методов её истолкования. Процедуры Фрейда являются в основном аналитическими и редукционистскими. Я добавляю к этому синтез, подчеркивающий целесообразный характер бессознательных тенденций развития личности. В этих исследованиях обнаружились важные параллели с йогой - особенно с Кундалини-йогой, а также с символикой тантрической, ламаистской йоги и параллели с китайской йогой даосов. Эти формы йоги со своею богатой символикой дают мне бесценный сравнительный материал при истолковании бессознательного. Но в принципе я не применяю методов йоги, поскольку у нас на Западе ничто не должно насильно навязываться бессознательному. Нашему сознанию присущи ущербные интенсивность и узость действия, а потому эту, и без того доминирующую, тенденцию нет нужды еще более усиливать. Напротив, нужно делать все для выхода бессознательного в сознание, для освобождения от жестких препон сознания. С этой целью я использую метод активного воображения, заключающийся в особого рода тренировке способности выключать сознание (хотя бы относительно), что представляет бессознательному возможность свободного развития.

    Мое столь критическое неприятие йоги вовсе не означает, что я не вижу в ней одного из величайших достижений восточного духа, изобретений человеческого ума. Надеюсь, я достаточно ясно дал понять, что моя критика направлена лишь против применений йоги западными народами. Духовное развитие Запада шло совсем иными путями, чем на Востоке, а потому оно создало, пожалуй, самые неблагоприятные условия для применения йоги. Западная цивилизация едва достигла возраста одного тысячелетия, она должна прежде избавиться от своей варварской односторонности. Это означает, в первую очередь более, глубокое видение человеческой природы. Посредством подавления бессознательного и контроля над ним никакого видения не добьешься - и тем менее путем имитации методов, взращенных совсем иными психологическими условиями. Со временем Запад изобретет собственную йогу, она будет опираться на фундамент, заложенный христианством.

  • Карл-Густав Юнг. «Йога и Запад»
  • © vladis-riabtseff2011

    Сделать бесплатный сайт с uCoz